ИНОСТРАННЫЕ ЭЦП В РОССИИ

ИНОСТРАННЫЕ ЭЦП В РОССИИ ЭЦП

Ведомство объяснило, в каких случаях зарубежная электронная подпись может быть признана простой или усиленной, а также можно ли принимать к учету документы с такой подписью.

Иностранная ЭЦП пригодна для оформления первичных документов

Законом о бухучете не определено, какой вид электронной подписи применяется при оформлении первичных документов. В свою очередь, Закон об электронной подписи не запрещает применять электронные подписи, выданные иностранным государством. Ф НС пояснила, в каких случаях компания вправе подписывать документы иностранной ЭЦП.

Все хозяйственные операции, компания обязана фиксировать документально. На основе первичных учетных документов ведется налоговый и бухгалтерский учет:

Пунктом 5 статьи 9 закона № 402-ФЗ разрешено оформлять первичные учетные документы в электронном виде и подписывать их электронной подписью. При этом, вид электронной подписи на законодательном уровне не закреплен.

Если обратится к закону от 06.04.2011№ 63-ФЗ «Об электронной подписи», статья 7 позволяет признавать электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, если они соответствуют признакам усиленной ЭЦП, подтверждены и применяются в соответствии с законодательством РФ.

Иностранная электронная подпись и подписанный ею документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки ЭЦП выдан в соответствии с нормами иностранного права.

Если между РФ и иностранным государством отсутствуют международные договоры о признании и подтверждении ЭЦП согласно статье 7 Закона №63-ФЗ, иностранная электронная подпись может быть признана только простой. Во многих случаях для электронного документооборота, простой подписи достаточно.


ИНОСТРАННЫЕ ЭЦП В РОССИИ

1. Электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, в Российской Федерации признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют на основании настоящего Федерального закона, с учетом частей 3 и 4 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 476-ФЗ, от 04.08.2023 N 457-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с нормами иностранного права.

3. Признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации. Такие электронные подписи признаются действительными в случае подтверждения соответствия их требованиям указанных международных договоров аккредитованной доверенной третьей стороной, аккредитованным удостоверяющим центром, иным лицом, уполномоченными на это международным договором Российской Федерации, с учетом настоящего Федерального закона.

(часть 3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ)

4. При отсутствии международного договора Российской Федерации, указанного в части 3 настоящей статьи, электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, могут применяться в правоотношениях между участниками электронного взаимодействия на основании соглашения между такими участниками. В таком случае электронные подписи признаются действительными при применении их в правоотношениях между участниками электронного взаимодействия, являющимися сторонами соглашения, при условии подтверждения аккредитованной доверенной третьей стороной, или аккредитованным удостоверяющим центром, или иными лицами, уполномоченными сторонами указанного соглашения, соответствия электронных подписей требованиям указанного соглашения. В случаях, если электронное взаимодействие осуществляется с использованием информационных систем, операторами и (или) владельцами которых являются государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, положения настоящей части не применяются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(часть 4 введена Федеральным законом от 04.08.2023 N 457-ФЗ)

О признании иностранной электронной подписи соответствующей признакам усиленной электронной подписи в РФ в целях налога на прибыль и бухучета

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращения от 06.10.2022 и от 13.10.2022, сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности возложены на Минфин России, в связи с чем за разъяснениями по вопросам документального оформления фактов хозяйственной жизни целесообразно обратиться в Минфин России.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418, Минцифры России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи, в связи с чем за разъяснениями по вопросу применения электронной подписи целесообразно обратиться в Минцифры России.

ЭЦП:  ЭЦП не работает - Решение основных ошибок в работе электронной подписи

Вместе с тем ФНС России считает необходимым отметить, что согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации первичные учетные документы являются подтверждением данных налогового учета. Пунктом 5 статьи 9 закона № 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ может составляться в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. При этом положениями Федерального закона № 402-ФЗ не определено, какой вид электронной подписи, соответствующий законодательству Российской Федерации, необходимо применять хозяйствующим субъектам при подписании первичных учетных документов в электронной форме.

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — закон № 63-ФЗ) признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами (далее — иностранная электронная подпись), соответствующими признакам усиленной электронной подписи, подтверждение действительности электронных подписей, используемых при подписании электронного документа, и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются аккредитованной доверенной третьей стороной, иным лицом, уполномоченными на это международным договором Российской Федерации, и в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации. При этом иностранная электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа ее проверки выдан в соответствии с нормами иностранного права.

Таким образом, в случае отсутствия между Российской Федерацией и иностранными государствами указанных выше международных договоров в соответствии с положениями вышеуказанной статьи 7 закона № 63-ФЗ иностранная электронная подпись может быть признана только простой.

Учитывая вышеизложенное, по мнению ФНС России, хозяйствующий субъект вправе организовать трансграничное электронное взаимодействие с хозяйствующими субъектами — резидентами иностранного государства, применяя при оформлении первичных учетных документов простую электронную подпись, созданную в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, при условии соблюдения требований статьи 9 закона № 63-ФЗ.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращения, сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, от 07.04.2004 N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности возложены на Минфин России, в связи с чем, за разъяснениями по вопросам документального оформления фактов хозяйственной жизни целесообразно обратиться в Минфин России.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418, Минцифры России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи, в связи с чем, за разъяснениями по вопросу применения электронной подписи целесообразно обратиться в Минцифры России.

Вместе с тем, ФНС России считает необходимым отметить, что, согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — закон N 402-ФЗ), каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации, первичные учетные документы являются подтверждением данных налогового учета. Пунктом 5 статьи 9 закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ может составляться в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. При этом, положениями Федерального закона N 402-ФЗ не определено какой вид электронной подписи, соответствующий законодательству Российской Федерации, необходимо применять хозяйствующими субъектами при подписании первичных учетных документов в электронной форме.

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — закон N 63-ФЗ) признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами (далее — иностранная электронная подпись), соответствующими признакам усиленной электронной подписи, подтверждение действительности электронных подписей, используемых при подписании электронного документа, и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются аккредитованной доверенной третьей стороной, иным лицом, уполномоченными на это международным договором Российской Федерации, и в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации. При этом иностранная электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа её проверки выдан в соответствии с нормами иностранного права.

Таким образом, в случае отсутствия между Российской Федерацией и иностранными государствами указанных выше международных договоров, в соответствии с положениями вышеуказанной статьи 7 закона N 63-ФЗ иностранная электронная подпись может быть признана только простой.

ЭЦП:  ЕГО В ПЕРЕВЫПУСТИТЬ ЭЦП

Учитывая вышеизложенное, по мнению ФНС России, хозяйствующий субъект вправе организовать трансграничное электронное взаимодействие с хозяйствующими субъектами-резидентами иностранного государства, применяя при оформлении первичных учетных документов простую электронную подпись, созданную в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, при условии соблюдения требований статьи 9 закона N 63-ФЗ.

По мнению ФНС, хозяйствующий субъект вправе при взаимодействии с иностранными резидентами применять для оформления первичных учетных документов простую электронную подпись, созданную в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Ни для кого не секрет, что электронный документооборот (ЭДО) набирает в России все большую популярность. С каждым годом количество пользователей ЭДО увеличивается в разы, перечень электронных документов, которыми стороны могут обмениваться с помощью ЭДО, также расширяется.

Но есть одна область, практически не затронутая цифровым документооборотом, где основная доля компаний работает по старинке, обмениваясь оригиналами документов. Это внешнеэкономическая деятельность, а именно экспортно-импортные операции (мы не будем затрагивать другие виды деятельности, где трансграничный ЭДО также востребован, например, в банковской деятельности в сфере валютного регулирования и контроля и в иных сферах B2G взаимодействия).

Давайте попробуем разобраться, почему, несмотря на очевидную необходимость и потенциальную востребованность трансграничного электронного документооборота, его развитие осуществляется крайне медленно.

Для организации электронного документооборота, по сути, необходимы несколько вещей:

Давайте рассмотрим каждый пункт в отдельности:

Электронная цифровая подпись.

Можно выделить несколько видов электронных цифровых подписей (ЭЦП):

Мы не зря провели небольшой экскурс по видам существующих ЭЦП, поскольку одной из основных сложностей, препятствующих быстрому росту трансграничного ЭДО является, как раз, порядок использования ЭЦП сторонами, находящимися по разные стороны границы.

При трансграничном ЭДО, как и при внутрироссийском, документы должны быть подписаны с двух сторон. С точки зрения процедуры обмена, не имеет значение в какой стране был создан документ и в какую страну он был направлен, проблема кроется в придании легитимности документам, при условии, что в каждой стране могут применяться специальные требования, гарантирующие валидность документа (а точнее валидность цифровой подписи).

Стоит отметить, что если компании обмениваются документами (например, договоры, спецификации, прайс-листы и иные аналогичные документы), которые не требуют передачи третьей стороне (например, контролирующим органам), то процедура обмена может быть организована путем подписания двустороннего соглашения сторон.

Ситуация меняется, если дело касается обмена документами, затрагивающими налоговый учет в каждой из стран. Здесь возникает проблема, как принимать электронные подписи, выданные за рубежом? Например, в России, в соответствии с федеральным законом об электронной цифровой подписи, условия принятия ЭЦП, созданной в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами, следующие:

То есть, для установления факта легитимности иностранной цифровой подписи (подтверждения, что ЭЦП создана с в соответствии нормами права иностранного государства и международными стандартами) требуются услуги посредника, доверенной третьей стороны (ДТС), которая и будет удостоверять действительность иностранной ЭЦП.

Доверенная третья сторона (ДТС) – это организация, которая в соответствии с законодательством государства, имеет право осуществлять деятельность по проверке электронной цифровой подписи в электронных документах, а также проверять, чтобы в пересылаемый документ не вносились изменения. В соответствии с законодательством РФ функцию ДТС выполняет Минкомсвязь России.

При этом следует отметить, что на пути активного развития международного ЭДО есть существенные препятствия:

Учитывая изложенное выше, возникает резонный вопрос – а возможен ли трансграничный ЭДО сейчас? Наш ответ — Да, возможен.

На практике есть случаи успешной реализации международного ЭДО российскими компаниями с нерезидентами. К сожалению, их не так много, как хотелось бы.

Все случаи успешной реализации таких проектов связаны с использованием ДТС в качестве посредника.

Для трансграничного обмена электронными документами между коммерческими организациями, в качестве ДТС может выступать оператор ЭДО (аккредитованный Минкомсвязи РФ), которому безусловно доверяют стороны предполагаемого документооборота.

Для успешной реализации международного ЭДО требуется заключение трехстороннего соглашения между компанией-резидентом РФ, компанией-резидентом иностранного государства и Оператором ЭДО, в котором стороны:

Подписанные в результате такого соглашения документы будут признаваться легитимными только в РФ.

Заметим, что в упомянутых случаях успешной реализации проектов по международному ЭДО в России в качестве доверенной третьей стороны использовался один из операторов ЭДО, аккредитованных в Минкомсвязи.

Добавим, что реализованные проекты по международному ЭДО являются, по сути, уникальными проектами, заточенными под документооборот конкретного заказчика, поэтому решение, как правило, достаточно дорогое и подходит скорее крупным компаниям с большими объемами документооборота, где экономический эффект от введения международного ЭДО превысит затраты на его внедрение.

Но, при этом, опыт реализации таких проектов может и будет использоваться в дальнейшем развитии трансграничного ЭДО.

ЭЦП:  ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ В ФОРМАТЕ SIC

Тем более, что в развитии этого направления заинтересован не только бизнес, но государственные органы, принявшие «Концепцию развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности» (утверждена Правительственной комиссией по цифровому развитию), целью которой является реализация комплексного подхода к нормативному правовому регулированию в области применения электронной подписи, архивного хранения электронных документов и обеспечения юридической значимости электронного документооборота в том числе и в сфере международного ЭДО.

Правила взаимодействия

В своем письме ФНС делает вывод: если между Россией и иностранным государством не заключен международный договор, зарубежная электронная подпись может быть признана только простой.

Поэтому, с учетом отсутствия требований к типу электронной подписи в законе № 402-ФЗ, российский хозяйствующий субъект имеет право принять к учету документы организации-нерезидента РФ с иностранной электронной подписью. В таких случаях компании следует применять при оформлении первичных документов простую электронную подпись, созданную в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, при условии соблюдения требований ст. 9 закона № 63-ФЗ.

Признание иностранной электронной подписи

Подборка наиболее важных документов по запросу Признание иностранной электронной подписи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты

ФНС обращает внимание, что пункт 5 статьи 9 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» дает право составить первичный учетный документ в электронном виде, подписанный электронной подписью. Но закон не устанавливает, какой именно вид электронной подписи следует применять хозяйствующим субъектам при подготовке документов.

Признание подписей, выданных другими государствами, регулируется статьей 7 закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Проверкой технологии на территории РФ занимается аккредитованная доверенная третья сторона. Она определяется в соответствии с  международным договором между Россией и другим государством.

В задачи организации входит проверка подписей, которые созданы в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, а также имеют признаки усиленной электронной подписи. Также уполномоченное лицо подтверждает действительность электронных подписей, используемых при подписании электронного документа, и их применение в правоотношениях.

При этом закон устанавливает, что иностранная электронная подпись не может быть признана не имеющей юридической силы только лишь на основании своего зарубежного происхождения. Аналогичное правило действует и для электронного документа, в котором использована подпись с сертификатом ключа, выданного в соответствии с нормами иностранного права.

Иностранная электронная подпись

Подборка наиболее важных документов по запросу Иностранная электронная подпись (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

«КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера с 31 октября по 3 ноября года»Документооборот с иностранцами: первичку можно заверить иностранной электронной подписью

Справочная информация: «Правовой календарь на III квартал 2023 года»(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В случае признания Рособрндзором иностранного образования и иностранной квалификации соответствующая запись вносится в реестр, а заявителю выдается выписка о признании иностранного образования и иностранной квалификации, заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица. Взимание платы за предоставление такой выписки не допускается. При этом за признание иностранного образования и иностранной квалификации уплачивается госпошлина.

Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ(ред. от 04.08.2023)»Об электронной подписи»(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023)Статья 7. Признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами

Первичные документы, подписанные иностранной электронной подписью, можно принимать к учету

17 ноября 2022

На что обратить внимание при использовании электронной подписи в целях бухгалтерского учета и налогообложения, узнайте в Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В соответствии с ст. 7 Закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи» признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, подтверждение действительности электронных подписей, используемых при подписании электронного документа, и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством РФ осуществляются аккредитованной доверенной третьей стороной, иным лицом, уполномоченными на это международным договором РФ, и в случаях, установленных международными договорами РФ. При этом иностранная электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа её проверки выдан в соответствии с нормами иностранного права.

Таким образом, в случае отсутствия между РФ и иностранными государствами указанных международных договоров иностранная электронная подпись может быть признана только простой.

Поэтому, по мнению ФНС России, хозяйствующий субъект вправе организовать трансграничное электронное взаимодействие с хозяйствующими субъектами – резидентами иностранного государства, применяя при оформлении первичных учетных документов простую электронную подпись, созданную в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, при условии соблюдения требований ст. 9 закона № 63-ФЗ.

Документы по теме:

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Оцените статью
ЭЦП64
Добавить комментарий