ШИПЫ БЕЗ МАРКИРОВКИ

В 2020 году маркировка шин и покрышек становится обязательной. Идентификация метками Data Matrix вводится с целью снизить объем нелегального товарооборота и повысить качество реализуемой продукции. Маркировка шин в РФ регулируется не законом, а подзаконными актами. Распоряжением Правительства России № 792-р от 28.04.2018 установлен перечень товаров, участвующих в системе обязательной маркировки, в число которых попали шины и покрышки, а Постановлением Правительства РФ № 1958 от 31.12.2019 определены сроки и порядок их внедрения в систему.

В статье рассмотрим подробный список покрышек и шин, подлежащих маркировке, порядок работы с промаркированной продукцией и наказания за нарушения требований действующих нормативных правовых актов.

Хотите избежать штрафов по маркировке?

Получите комплексное решение от наших экспертов дешевле на 30% рынка за счет удаленного внедрения. Начнем работать в день обращения!

Какие шины подлежат обязательной маркировке

Идентификации метками Data Matrix подлежит новая продукция. Правительство РФ определило список автошин и покрышек, подпадающих под маркировку:

Маркировать следующие товары не требуется:

К числу продукции, не подпадающей под требования, также относятся б/у и восстановленные шины.

ЭЦП:  КриптоПро CSP 4.0 G купить в Нижнем Новгороде — самая выгодная цена на официальном сайте

Этапы внедрения маркировки шин легковых автомобилей и других транспортных средств

Как и другие группы товаров, участвующие в системе маркировки, автомобильные шины и покрышки вводятся в оборот постепенно. А чтобы импортеры, изготовители и продавцы успели произвести требуемые изменения для ведения бизнеса в соответствии с новыми правилами, система внедряется в несколько этапов.

С 01.12.2019 открыта регистрация участников в системе «Честный ЗНАК».

С 01.10.2020 компаниям-изготовителям и импортерам необходимо наносить двумерные метки на шины, которые вводятся в товарооборот, начиная с указанной даты. Сведения об их передвижениях они обязаны отражать в системе «Честный ЗНАК».

Предприятия оптовой торговли при приобретении товаров получают сопроводительные документы через электронный документооборот, после чего они должны подписать документацию с помощью электронной подписи и подтвердить прибытие товара в системе прослеживаемости.

Мы готовы помочь!

Задайте свой вопрос специалисту в конце статьи. Отвечаем быстро и по существу. К комментариям

Организации розничной торговли при каждой реализации или списании шин обязаны передавать соответствующие данные в «Честный ЗНАК». Если покупатель вернул товар, возврат также необходимо зафиксировать в системе.

Особые правила действуют на продукцию, купленную у поставщиков до 01.11.2020 и ввезенную в Россию после этой даты: время для импортеров на ее сбыт без кодов Data Matrix увеличивается до 15 декабря 2020 года. Оптовые и розничные точки имеют право приобретать и реализовывать такие товары без средств идентификации до этой же даты.

C 15.12.2020 вводится запрет на реализацию импортных шин. Это означает, что до этой даты оптовым предприятиям и розничным торговым точкам следует подсчитать количество нереализованных остатков шин, выполнить маркировку до 01.03.2021 и отобразить сведения в системе «Честный ЗНАК».

С 01.03.2021 запрещается хранение или продажа любых шин без двумерных штрихкодов, а все участники оборота должны фиксировать данные на платформе «Честный ЗНАК».

Новым участникам товарооборота отводится неделя на регистрацию в системе.

Хотите получить решение «под ключ» по внедрению маркировки?

На 30% дешевле рынка за счет удаленного внедрения. Начнем работать в день обращения!

Маркировка шин с 1 ноября 2020 г.

Невыполнение требований Правительства РФ влечет административную, а в некоторых случаях уголовную ответственность. Наказания за правонарушения определяют статьи 15.12 КоАП РФ и 171.1 УК РФ. Согласно первой, за производство, хранение, закупку и перевозку шин без нанесенных меток предусмотрены следующие штрафные санкции: 5 000–10 000 рублей для должностных лиц и 50 000–100 000 рублей для юрлиц. За реализацию такой продукции штраф может быть больше: 5 000–10 000 рублей для должностных лиц и 50 000–300 000 рублей для юридических. Помимо денежного взыскания, предусмотрена конфискация контрафакта.

Уголовная ответственность наступает в случае правонарушений в особо крупных размерах. В этом случае виновному грозит одно из следующих наказаний:

Более строгое наказание ожидает виновников, совершивших групповое преступление по предварительной договоренности:

За те же действия, совершенные в особо крупном размере, назначается:

Объекты правонарушения подлежат конфискации во всех случаях.

Регистрация в системе «Честный ЗНАК», инструкция по маркировке

Переводить бизнес на новую схему работы необходимо в несколько этапов.

Первый шаг — регистрация на платформе «Честный ЗНАК» (для процедуры потребуется электронная подпись):

После регистрации последующие действия отличаются для разных участников товарооборота:

Большинство участников оборота столкнется с необходимостью маркировки товарных остатков. Для них можно заказать коды Data Matrix в системе «Честный ЗНАК», при этом указывается описание шин и количество каждой модели. После получения файла с наклейками в электронном виде их нужно распечатать на принтере этикеток и нанести на продукцию.

Хотите выстроить прозрачную систему учета маркированного товара?

Сделаем за 7 рабочих дней и на 30% дешевле рынка за счет удаленного внедрения.

Оцените, насколько полезна была информация в статье?

Наш каталог продукции

У нас Вы найдете широкий ассортимент товаров в сегментах кассового, торгового, весового, банковского и офисного оборудования.

Посмотреть весь каталог

Базисом для внедрения маркировки отдельных товарных групп является 487-ФЗ. Именно этот документ в декабре 2018 года дал старт общегосударственной реформе по созданию единой национальной системы контроля качества продукции, легальности ввоза, производства и сбыта. Курс на прозрачность товарооборота конкретизирован распоряжением Правительства № 791-р от 28.04.2018 — в этом документе содержатся основополагающие приоритеты государственной политики в сфере торговли маркированной продукцией и определяется порядок расширения перечня таких товаров.

В РФ в 2020 году маркировка вводится следующим образом:

Функции по координации работы единой автоматизированной системы маркированных товаров возложены на Минпромторг РФ, законодательное обеспечение находится в зоне ответственности ​Минфина, а контроль работы национальной базы мониторинга осуществляет Министерство связи и коммуникаций.

Вы можете узнать примерную стоимость внедрения маркировки для вашего бизнеса, ответив на несколько вопросов.

Подберем 2D-сканер для работы с маркировкой за 5 минут.

Оставьте номер телефона, мы перезвоним и ответим на Ваши вопросы!

Обязательная маркировка шин с 01. 2020

Обязательная маркировка шин предполагает нанесение на покрышки уникальных идентификационных изображений. Каждое такое изображение — это код, считывая который, потребитель или представитель контролирующей инстанции получает полную информацию о продукте. Идентификатор строго уникален — два аналогичных по содержанию кода сгенерировать невозможно. Более того, уже использованный единожды код более не присваивается товару — когда покрышка продана конечному покупателю, он выводится из системы. В случае утилизации товара (например, при выявлении заводского брака) код подлежит уничтожению.

На шину наносится контрольный идентификационный знак, состоящий из двух блоков:

Считав двухмерное изображение, гаджет сообщает информацию о стране, где зарегистрирован производитель, бренде и торговых представительствах на территории РФ (если покрышка импортирована из-за рубежа), основных эксплуатационных характеристиках.

Таким образом, маркировка является гарантией законности ввоза товаров на территорию России и легальности производства — контрафактная или контрабандная продукция не может иметь государственных знаков идентификации.

Потребитель может самостоятельно удостовериться в законности продажи конкретной единицы товара. Q R-сканеры доступны для скачивания и для iOS, и для Android, причем при участии налоговой службы разработано официальное приложение «Проверка товаров».

Обязательная маркировка шин вводится с 01.11.2020 и будет производиться с использованием DataMatrix-кода. Именно этот вариант кодировки был избран при участии Ассоциации производителей шин и флагманов отрасли:

Именно Data Matrix является оптимальным вариантом по ряду причин:

Обязательная маркировка шин с 2020 года и изменение режима торговли

По аналогии с уже запущенными проектами по маркировке, базой контроля и мониторинга будет являться Центр развития перспективных технологий. Сегодня работа ресурса уже налажена в рамках учета оборота сигарет, меховых изделий и др., и ЦРПТ объективно справляется с нагрузкой. По состоянию на начало года регистрация в системе бесплатная, от представителей бизнеса требуется наличие усиленной КЭП — данное требование касается не только производителей, но и поставщиков шин. Говоря о поставщиках, стоит понимать, что имеются в виду не только международные дилеры, которые осуществляют ввоз и торговлю на территории России. Если после ввоза покрышек они приобретаются уже национальным поставщиком, то такая торговая операция также отображается в системе. В базу вносятся абсолютно все этапы движения покрышек, вплоть до реализации конечному потребителю.

Несоблюдение требований об обязательной маркировке зимних и летних шин предполагает ответственность продавца. КоАП делит правонарушения на две категории:

Вся немаркированная продукция будет изъята. Законодатель предполагает выемку такого товара без возможности возврата предпринимателю, поэтому попытка запустить в продажу покрышки без DataMatrix-кода чревата существенными финансовыми рисками.

Онлайн-кассы для маркировки на любой бюджет! Доставка в любую точку РФ.

В рамках уголовного судопроизводства ответственность может наступить, если оценочная стоимость покрышек без маркировки превысит полтора миллиона рублей. Тогда только штраф составит 300 000, а лишение свободы может достигать трех лет с одновременным взысканием в пользу государства 80 000.

Коды генерируются мощностями ЦРПТ согласно заявленному производителем (импортером) количеству единиц. Пока обязательная маркировка зимних и летних шин не введена, стоимость одного кода обсуждается. Но ожидается, что цена КиЗ будет минимальной и не отразится на стоимости покрышек.

После получения кодов и их нанесения на продукцию можно выпускать товар в оборот. Далее, в систему мониторинга нужно вносить данные о смене собственника (собственников), размере партий, возвратах качественного товара (брак списывается и коды уничтожаются). Сверять коды вручную не придется, все манипуляции по внесению Data Matrix в систему производятся при помощи сканеров — мобильные и стационарные считыватели имеют разный ценовой диапазон и подключаются ко всем без исключения онлайн-кассам.

Когда потребитель покупает покрышку для собственного использования и товар исключается из оборота, оператору фискальных данных. От ОФД информация передается в систему мониторинга.

Кассовая дисциплина успешно адаптирована к новшествам маркировки. С марта 2020 года чеки и бланки строгой отчетности пополняются реквизитом «код товара». Именно эта строка фискального документа и является строкой контрольного идентификатора. Такие изменения продиктованы обязательным обновлением формата фискальных данных до 1.05 или 1.1.

Непосредственно кассовая техника в переоборудовании не нуждается. Если торговая точка не оборудована 2D-сканером, то его нужно купить и подсоединить к онлайн-кассе. И товароучетная система, и ККТ, и сканер автоматически синхронизируются — единожды установив правильно ПО, пользователь может полноценно торговать маркированными товарами.

В целом, работа с маркированной продукцией ничем не отличается от торговли другими товарами. Единственным отличием является необходимость сканирования отпускаемой продукции — еще одного несложного действия в рамках прозрачной и легальной торговли.

Оборудуем и настроим рабочее место для вашего бизнеса.

Какие шины подлежат маркировке, и кто может выписывать штрафы

Начнем с маркируемой продукции. Согласно Постановлению Правительства РФ, идентификаторы Data Matrix нужно наносить на новые пневматические резиновые автошины, подпадающие под следующие категории ТН ВЭД:

Группа под кодировкой «4011 90 000 0» включает почти все оставшиеся шины, в том числе и бескамерные, предназначенные для спецтехники:

Предусмотрены и исключения. Предпринимателям не нужно маркировать:

Data Matrix не требуется наносить на восстановленные или побывавшие в употреблении автошины любых категорий.

Мы создали сервис, в котором вы можете за пару минут проверить, нужно ли маркировать ваш товар:

Сервис автоматически определит, подлежит ли ваш товар обязательной маркировке.

Штрафы предпринимателям за отсутствие маркировки на шинах выписывают три организации. Во-первых, это Роспотребнадзор. Работники госоргана проводят как плановые, так и внеплановые проверки.

Во-вторых, это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Сотрудники ведомства принимают жалобы потребителей. По результатам обработки могут нанести визит в магазин с целью проверки информации о проданном товаре или вызвать предпринимателя к себе, чтобы получить разъяснения. Иногда запрашивают документы, подтверждающие легальность торговли или подлинность продукции.

И, в-третьих, это Федеральная таможенная служба. Под контролем и надзором таможенников — вся импортная продукция, оказавшаяся на российском рынке в течение трех лет с начала продаж.

Внимание. С 1 марта 2021 покупатели могут сами установить подлинность приобретенных шин. Достаточно отсканировать штрихкод с покупки и отправить данные в систему мониторинга, используя мобильный телефон и установленное на нем приложение «Честный ЗНАК».

Штрафы за отсутствие маркировки на автошинах

Место нанесения идентификатора на автопокрышку не регламентировано. Отраслевики сами определили области, оптимальные для размещения Data Matrix: это протектор или боковина. Чтобы соблюсти сохранность изображения на наклейке при долгом хранении или выполнении логистических операций, один и тот же маркировочный код наносят несколько раз.

В случае с автошинами маркируют непосредственно продукт — его реализуют без упаковки, в отличие от большинства других товаров. Тип клея, обеспечивающий прочную «связку» этикетки с шиной, подбирают индивидуально — под конкретную группу изделий.

За отсутствие маркировки на автошинах участника оборота — производителя, импортера, оптовика, дилера или розничного продавца — ждут как минимум штраф и конфискация партии товара без идентификаторов.

Важный нюанс. Маркировочные коды нельзя печатать на прозрачных оберточных пленках или «перекрывать» другой информацией (например, сведениями о товаре или рекламой). Рекомендуемый размер наклейки — от 20 × 20 мм.

Штрафы и уголовное преследование за торговлю автошинами без маркировки

Злостных нарушителей ждут серьезные наказания. Помимо административной (ст. 15.12 КоАП РФ) ответственности, предусмотрена и уголовная — по ст. 171.1 УК.

Крупный размер — это партия контрафакта стоимостью от 400 тысяч, особо крупный — от 1,5 млн рублей. Кстати, санкции «взаимозаменяемы». Решением суда тюремное заключение могут заменить принудительными работами или денежным взысканием (и наоборот).

Штрафы за нарушение правил маркировки шин

С отсутствием Data Matrix на подконтрольной продукции и злостными нарушителями все ясно. Но что случится, если товар вроде и промаркирован, но некорректно? Давайте рассмотрим подобные случаи.

Мало наклеить этикетку с идентификатором на изделие, нужно еще и позаботиться, чтобы Data Matrix легко распознавался 2D-сканером. Торговое оборудование может не справиться с чтением маркировочного кода:

Если вы не проверите состояние кодировки перед продажей, и окажется, что она «нечитабельна», оштрафуют, как будто их нет. То же касается и документального хаоса. Внимательно отслеживайте соответствие сведений о товарах, указанных в УПД, с фактическими:

Если вы обнаружили документальные ошибки или расхождения при приемке или отгрузке товарной партии, придется осуществить полный или частичный возврат поставщику (в соответствии с заключенным договором).

Если покупатель вернул приобретенные автошины, но идентификатор испорчен или утрачен (например, наклейка сорвана), товар нужно перемаркировать. При этом магазин оформляет возврат, фиксирует операцию в «Честном ЗНАКе» и заказывает новый код Data Matrix, который наносит на продукцию, полученную обратно. Только после этого ее снова можно продавать. Торговля возвращенными  шинами с утраченной маркировкой считается нарушением: штраф такой же, как и за реализацию товара без идентификатора.

Штраф за отсутствие кода маркировки в кассовом чеке при продаже товара

Будьте внимательны и следите за обновлениями действующего законодательства!

С 1 ноября 2020 года началась обязательная маркировка колесных шин и автомобильных покрышек. Рассказываем, как работать дальше, какое оборудование нужно подготовить, что делать с остатками и сколько стоят нарушения.

Нет времени разбираться? Поможем!

Специалист ЦРПТ рассказал об этапах внедрения и правилах работы в системе «Честный знак», а эксперт СБИС показал весь процесс от приемки до продажи.

1. Производитель получает коды в системе маркировки, размещает их на товар.

2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору электронный УПД со всеми кодами с шин и автопокрышек.

3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды в документе с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.

4. Дистрибьютор, отгружая товар розничному магазину, также формирует УПД с кодами.

5. Магазин при приемке сканирует всю партию товара и сверяет информацию с кодами, указанными в УПД. Если расхождений нет — подтверждает приемку товара.

6. При продаже кассир сканирует код маркировки с шин, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.

За нарушение правил работы с маркировкой с 2022 года предусмотрена административная и уголовная ответственность. После введения обязательной маркировки Роспотребнадзор будет штрафовать нарушителей и конфисковать нелегальный товар. Полный перечень штрафов — на сайте Честного знака.

Новые пневматические шины и покрышки:

Конкретные коды ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС указаны в таблице.

В результате эксперимента из маркировки исключили несколько подгрупп.

Также не маркируем восстановленные и БУ шины — для них правила торговли прежние.

На каждую шину наносят знаки с цифровым криптокодом, его формат определяет ЦРПТ. Код маркировки является буквенно-числовой последовательностью, преобразованной в формат двумерного штрихового кода DataMatrix.

Код маркировки содержит:

Пример кода маркировки:


ШИПЫ БЕЗ МАРКИРОВКИ

Куда можно наносить

Основной способ маркировки шин — наклеивание этикетки с Data Matrix кодом на боковину или протектор.

Научиться маркировать продукцию (для производства и импорта): подключиться к маркировке, приобрести оборудование для печати этикеток.

Научиться принимать маркированные шины: подключиться к ЭДО и маркировке, приобрести оборудование для сканирования марок.

Научиться продавать маркированные шины:

Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе Рутокен.

Получить электронную подпись

Перейдите по ссылке и нажмите «Проверить». Если все настроили верно, нажмите «Продолжить».

Выберите электронную подпись, укажите контактный телефон и e-mail и нажмите «Отправить заявку». В течение 24 часов на электронную почту придет письмо со ссылкой на подтверждение.

Перейдите по ссылке из письма и укажите:

Заполните профиль, ознакомьтесь с договорами с оператором и подпишите согласие.

Подключить СБИС Маркировка для производства

При необходимости производитель/импортер создает коды транспортных упаковок и печатает этикетки для них, формирует агрегаты и отчитывается в Честный знак о кодах внутри упаковок.


ШИПЫ БЕЗ МАРКИРОВКИ

Подключить ЭДО для отправки электронных УПД с кодами розничным продавцам.

Оптовику необходимо сформировать электронный УПД и указать в нем коды маркировки с отгружаемых товаров. Подписать его электронной подписью и отправить контрагенту через оператора ЭДО. Оператор сам отправит УПД в Честный знак после подписания получателем, а коды внутри документа будут переведены в собственность покупателя.

СБИС проверит УПД на наличие ошибок перед отправкой и при получении, предупредит и поможет исправить.

Подключение к ЭДО. В СБИС все входящие документы бесплатно.

Подключение к системе маркировки, чтобы отправлять туда коды. Например, СБИС Маркировка.

Вы получите от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, отсканируйте все коды с шин. Если все хорошо, подтвердите УПД, если есть расхождения — отклоните его или дождитесь исправленного УПД. Если хотите, можете сразу подтвердить получение без проверки.


ШИПЫ БЕЗ МАРКИРОВКИ

Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек. Проверьте ваше кассовое программное обеспечение по инструкции. Обновить ПО можно у производителей и в авторизованных сервисных центрах. « Тензор» имеет статус АСЦ — обращайтесь.

Подключить ККТ к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в маркировку.

2D-сканер для считывания марок.

Продавать маркированный товар нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир сканирует код, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.

Со СБИС маркировка не отразится на скорости продаж — кассир сканирует только Data Matrix код, а СБИС сам добавит товар в чек. Данные передадутся в маркировку автоматически.

Если шины далеко от кассы, можно формировать чек предоплаты без кодов, а при получении шин на складе кладовщик отсканирует коды и оформит завершающий чек — они будут отправлены в Честный знак. При этом кладовщик может использовать смартфон с приложением СБИС Доки, Bluetooth-сканер или терминал сбора данных.

Выбираете оборудование для кассы и склада? В нашем ролике представлены комплекты СБИС для маркировки. Смотреть

Оцените статью
ЭЦП64